Что такое абандон в страховании и когда выгодно его применять
Привет, друзья! Страхование — весьма специфичная сфера и изобилует множеством терминов, значение которых для простого человека очень и очень загадочно. А ведь тут может быть скрыта существенная выгода, знай о которой, страхователь не преминул бы ею воспользоваться. К примеру, такой термин, как «абандон», на слуху у подавляющего большинства людей, однако его смысл, а тем более юридическое действие, знают немногие. Попробуем предельно кратко и простыми словами описать данное понятие.
Определение
Абандон в страховании – это юридическое действие, позволяющее страхователю или иному лицу, получающему выгоду при наступлении страхового случая, отказаться от застрахованного имущества и получить денежную компенсацию в полном объеме.
Подобный прием позволяет быстро получить деньги, не дожидаясь разбирательства, выяснения обстоятельств или другой формальной волокиты, которая может продолжаться очень долго. С другой стороны, страховые компании не будут страховать объект на полную и реальную его стоимость – это просто им невыгодно. Да и перспективы получения крупных сумм, превышающих стоимость имущества или равных ей, подталкивают людей к мошенническим действиям.
Когда целесообразно использовать абандон
Если человеку не компенсируют стоимость в полном объеме, то в каких случаях выгодно применять абандон? Разобраться в данном вопросе поможет конкретный пример абандона из жизни.
Предположим, владелец катера попал в аварию, разбив о берег свое транспортное средство. Оно было застраховано должным образом на условный миллион рублей. В результате зафиксирован страховой случай. По факту у владельца появляется два варианта развития событий:
1. Он дожидается решения страховой компании, в дальнейшем получает определенную сумму, в которую были оценены повреждения, точнее, их устранение. В этом случае катер остается в полном распоряжении своего владельца. Он может его ремонтировать либо разобрать на запчасти, чтобы в последующем их реализовать.
2. Он может написать заявление об абандоне, после чего в кратчайшие сроки получить полную компенсацию в миллион рублей. Однако в этом случае человек лишается транспортного средства. Оно переходит в собственность страховой компании. И остатки даже на металлолом сдать не получится, не говоря уже о продаже сохранившихся рабочих узлов и комплектующих.
Выбор в данной ситуации остается за владельцем.
Можно подумать, что право на абандон экономически невыгодно. Получив деньги, человек восстанавливает имущество, в том числе его рыночную стоимость. Как мы поняли, во втором случае сумма будет меньше. Однако суть в том, что «битый» транспорт резко теряет в цене. И вот здесь может оказаться, что такой вариант урегулирования страхового случая не столь уж бесполезный с практической точки зрения.
Возможен ли частичный абандон
Если внимательно посмотреть тот раздел, в котором достаточно подробно было разъяснено, что такое абандон в страховании, то становится понятным, что разъединить на части пострадавшее имущество, если оно конструктивно является целостным (в нашем примере это катер или автомобиль, любое другое транспортное средство), не получится. Нельзя отдать страховой компании, допустим, разбитый двигатель, а кузов или сиденья оставить себе.
С другой стороны, если речь идет, к примеру, о транспортной компании, страхующей несколько своих автомобилей, то абандон будет распространяться на каждый из них в отдельности, а не на все машины одновременно.
Обязателен ли абандон для выгодополучателя
Как следует из определения данного термина, речь идет исключительно о праве. Никто не может обязать человека воспользоваться абандоном, даже суд – это просто не в его компетенции. Если такое решение вдруг по каким-то причинам принято, без сомнений оспаривайте его в вышестоящих органах. Человек вправе сохранить за собой имущество вне зависимости от его физического состояния и ремонтопригодности.
В целом абандон не является выгодным решением для страховых компаний, даже несмотря на заниженную страховую выплату по сравнению с рыночной стоимостью после ремонта. Гораздо выгоднее заплатить самый минимум на ремонтные работы и компенсацию ущерба, тем более что во многом «на их стороне» выступает низкая правовая грамотность самих граждан.
Здесь напрашивается простой и понятный вывод: с высокой долей вероятности заставлять вас оформлять абандон никто не будет. Более того, такую возможность зачастую даже в договоре страхования не прописывают, но это не значит, что ей нельзя воспользоваться.
Всегда ли возможен возврат полной суммы страхования
Если с обязанностью мы разобрались, то теперь перейдем к праву. Здесь также не все однозначно. Нельзя просто взять и заявить абандон при любом, без исключения, страховом случае. Нельзя разбить, условно говоря, бампер и продать страховой компании весь автомобиль, пусть и слегка заниженной стоимости.
Для появления юридического права использовать абандон необходимо, чтобы случился так называемый «тотал», когда конструктивно транспортное средство ремонту не подлежит либо он очень дорог. В цифровом выражении «тотал» наступает, когда сумма компенсации на восстановление превышает 75% от рыночной стоимости ТС. И даже в этой ситуации выбор метода компенсации остается за владельцем.
В общем, абандон – весьма интересный и в определенных обстоятельствах очень выгодный с финансовой точки зрения инструмент, о котором необходимо помнить,