Виды страховых случаев. Что делать при наступлении страхового случая
Привет, друзья! Сегодня продолжаем разговор о страховых случаях. Их может быть несколько видов. На каждый вариант страховых услуг их выделяют несколько. Первые связаны с причинением вреда жизни и здоровью страхователя. К примеру, это риски наступления смерти или получения инвалидности, тяжких телесных повреждений или потери способности заниматься определенным видом деятельности вследствие полученной травмы. Их основное отличие – они связаны с физическим вредом, полученным указанным в полисе лицом.
Когда страхуют имущество, говорят об имущественных рисках. Это может быть хищение или полное (частичное) уничтожение имущества. Примеров таких страховых случаев много: угон транспортного средства, пожар в квартире, затопление частного дома и т. д.
ВАЖНО: иногда владельцы полисов заинтересованы в том, чтобы не говорить страховщику о реализации риска. Это связано с ситуациями, когда возможно предъявление регрессного (проще говоря, обратного) требования в отношении застрахованного лица. Например, по полису ОСАГО. Если водитель виноват в ДТП, страховщик потерпевшей стороны (то есть страховая компания, где у пострадавшего оформлен полис) сначала выплатит всю сумму своему клиенту, а потом по правилам регресса будет удерживать ее с виновника ДТП. В таком случае многие автовладельцы прибегают к сокрытию страхового случая, чтобы несколько лет подряд не платить установленные суммы по ОСАГО.
Когда риск из договора страхования сбывается, владельцу полиса нужно строго соблюдать определенную последовательность действий, чтобы получить от своей страховой компании положенные деньги:
1. Оцените ситуацию. Убедитесь, что действительно сбылся риск, указанный в договоре. Он должен в точности совпадать с тем, что прописан в страховке.
2. Попытайтесь снизить возможный ущерб без вреда для здоровья и угрозы для жизни. Если это невозможно, просто оставьте ситуацию как есть. В некоторых случаях следует вызвать специалистов, которые помогут справиться с проблемой (например, пожарных при возникновении возгорания или скорую помощь при травме).
3. Немедленно сообщите о случившемся страховщику. Самый быстрый способ сделать это — обратиться на горячую линию. У большинства крупных страховщиков она работает круглосуточно.
4. Следуйте указаниям оператора. Обычно страховщики просят зафиксировать случившееся, прислав в сообщении в социальной сети или в письме по электронной почте данные о произошедшем событии с подробным описанием и фотографиями.
5. Договоритесь о назначении даты осмотра места происшествия. Сотрудники страховой компании приезжают к месту возникновения страхового случая в течение 48 часов после обращения клиентов.
6. Заручитесь свидетельством очевидцев или найдите иные способы подтверждения случившегося. Достаточно опросить соседей или владельцев машин, стоящих во дворе. Наверняка у кого-то из них есть камера, которая зафиксировала обстоятельства произошедшего. Если свидетелей нет — не страшно. И без их участия можно доказать факт наступления неблагоприятного события.
Когда все действия выполнены, остается только отправить заявление для получения компенсации. Документы для оформления страхового случая лучше собирать сразу. Потому что некоторые справки, например о состоянии здоровья или имущества после наступления страхового случая в соответствии с договором страхования, нужно ждать 1-2 дня. Несвоевременное обращение в страховую может повлиять на решение о назначении выплат.
Если вы имеете право на получение компенсации, необходимо знать сроки выплат по страховому случаю. Они прописаны в договоре страхования и могут различаться в зависимости от выбранной компании, вида защиты и условий полиса.
Но! От сроков выплат нужно отличать период рассмотрения дела. Обычно страховые компании выносят решение о том, будет ли начислена компенсация, в течение 10-14 дней с момента подачи заявления. Однако иногда возможно продление периода рассмотрения. Например, при представлении недостаточных данных страхователем. Тогда заявление возвращается страхователю, чтобы он собрал недостающие справки или исправил ошибки в документах. При этом при повторной подаче заявления срок рассмотрения дела и перечисления денег в случае назначения выплат отсчитывается заново.
Выплата по страховому случаю может быть плавающей или фиксированной. В первом случае говорят о применении различных коэффициентов или прочих условий для расчета выплат. Во втором владелец полиса получает всю сумму, прописанную в договоре.
Сколько денег вам положено — можно узнать из договора. В нем обязательно указана максимальная сумма. Она выплачивается тем, чей риск реализован в полной мере. Примеры выплат в полном объеме – когда наступила смерть/инвалидность заемщика либо получена травма, мешающая продолжению производственной профессиональной деятельности. Другой пример — частичные выплаты при получении травм. Они производятся согласно специальной таблице, которая прилагается к договору страхования и где указаны проценты от максимальной суммы, которые положены к выплате по той или иной травме.